Аукцион вин из подвалов Château Haut-Brion

Аукцион личной коллекции вин как способ финансирования исследовательских фондов

Нынешний владелец всемирно известного винного хозяйства в Бордо Château Haut-Brion принц Роберт Люксембургский (53 года). Он является правнуком американского финансиста Кларенса Диллона (Clarence Dillon). Его настоящее имя было Кларенс Лаповски (Lapowski). Его отец, Самуэль Лаповски, поляк еврейско-французского происхождения, еще молодым человеком эмигрировал в Америку. Его матерью была Берта Стенбок, дочь шведского иммигранта. Семейная пара взяла фамилию Диллон, которая перешла и к их сыну. Кларенс закончил Гарвардский университет и занялся банковским бизнесом, в котором преуспел, став богатым человеком. Бабушкой Кларенса по отцу была француженка и это сказалось на его любви ко всему французскому, включая и вина.

Кларенс Диллон

Времена Великой Депрессии – конец двадцатых – начало тридцатых годов прошлого века. В это же время подряд несколько неурожаев в Бордо. Винные хозяйства близки к разорению, многие из них выставлены на продажу, в том числе Haut-Brion, Chateau Margaux, Chateau Cheval Blanc. В тот момент никто особо не интересовался винами Гран Крю, речь шла просто о выживании. Кларенс Диллон остановил свой выбор на Haut-Brion, поскольку оно было его любимым вином.

Есть легенда, что он уже собрался в Chateau Cheval Blanc, но тут опустился сильный туман, и Кларенс заехал в Haut-Brion, который тут же и выбрал. Впрочем, документальных подтверждений этому у нынешних членов семьи Диллонов нет. Как бы там ни было, 13 мая 1935 года покупка состоялась и она обошлась Кларенсу в 2 млн 300 тыс. французских франков – достаточно крупная сумма по тем временам. Родственники вспоминали, Кларенс был уверен, что лучший его бизнес – это созданный им французский банк Dillon, Read & Co., и отличная коллекция собранных им предметов искусства, а Chateau Haut-Brion – это больше забава, способ рассредоточить свои инвестиции по разным направлениям. Однако, в 1980-х его банк был продан и больше не существует, а Haut-Brion процветает и навсегда связан с именем Кларенса Диллона.

В 1950 году Haut-Brion впервые посетила Джоан, внучка Кларенса и впоследствии переехала жить во Францию насовсем. В 1967 году она вышла замуж (это был ее второй брак) за принца Шарля Люксембургского, прямого потомка Генриха IV, став герцогиней де Муши (de Mouchy). Уже при ее руководстве соседнее винное поместье La Mission Haut-Brion было добавлено в портфель владений семьи.

В 2002 году принц Роберт, сын герцогини от первого брака и правнук Кларенса, взял бразды правления в свои руки и создал негоциантский бизнес Clarence Dillon Wines. Он начал выпуск брендовых вин Бордо под общим именем Clarendelle (нетрудно догадаться, что значит корень этого слова), купил и объединил три шато из Сен-Эмильона в одно хозяйство под именем Château Quintus, открыл мишленовский ресторан Le Clarence в Париже и виноторговую компанию La Cave du Château.

Роберт Люксембургский

Роберт женат на Джулии (Julie), в девичестве Ongaro (55 лет), уроженке Бостона. У них трое детей: Шарлотта, Александр и Фредерик. У младшего из них (Фредерика, 19 лет) в 2016 году, когда тому было только 14 лет, диагностировали редкую генетическую болезнь (один ребенок на 100 родившихся) PolG болезнь метахондрии. Она лишает клетки организма энергии, что, в свою очередь, вызывает дисфункцию и отказ органов. С отклонением в работе митохондрии связаны также такие болезни, как Альцгеймер, Паркинсон, аутизм и т. д. («Богатые тоже плачут»©)

Обычная история: на редко встречающиеся и дорогие в исследовании болезни фармацевтические компании и крупные медицинские исследовательские центры обращают мало внимания: затраты требуются значительные и если лекарство или терапевтические процедуры будут найдены, то их покупателей будет немного и затраты не окупятся. В этом случае вся надежда на филантропов, спонсоров и меценатов. Понимая все это и имея достаточно значительные финансовые средства и связи в мировых элитах, Роберт и Джулия организовали фонд (PolG Foundation) с миссией насколько возможно быстро найти эффективные методы лечения этой болезни.

Для того, чтобы еще больше поддержать финансово этот фонд, принц Роберт Люксембургский принял решение продать весь свой личный винный погреб через аукционный дом Сотбис в мае этого года в Нью-Йорке и все вырученный от этого мероприятия средства направить в фонд. Всего предполагается выставить на продажу 4 тыс. бутылок вин лучших французских хозяйств урожаев 1906–2018 годов, многие из них в крупноформатных бутылках. Все вина имеют идеальный провенанс (историю создания и хранения), все они из одного семейного подвала Château Haut-Brion.

Нечто подобное имело место совсем недавно в 2014 году – широко освещаемое движение «Ice Bucket Challenge» – кампания волонтерского фандрайзинга, направленная на повышение осведомлённости о боковом амиотрофическом склерозе и благотворительное финансирование фондов по исследованию этой болезни. Это тоже редко встречающаяся болезнь и ее исследования недостаточно финансировались. Участники этого движения, как правило под камеру, выливали на себя или кто-то выливал на них ведро ледяной воды, после чего они делали взнос в фонд борьбы с этой болезнью не менее $10. Фонд сообщил, что таким образом было собрано $220 млн.

Американский предприниматель и филантроп, один из создателей и бывший крупнейший аукционер компании Мicrosoft Билл Гейтс поливает себя холодной водой.

Когда появится дальнейшая информация о том, как прошел аукцион – я обязательно сообщу.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>